Обществознание, преподаватель Степанов В.В.
16.04.2020
Тема: Типы политических режимов
В
современной науке выделяется три
основных типа политических
режимов – демократический,
авторитарный и
тоталитарный.
1. Демократический режим
Демократический
режим –
самый прогрессивный, свободный, но и
наиболее сложный тип положительного
режима. Русский ученый П. И. Новгородцев
считал: «Демократия всегда есть распутье…
система открытых дверей, расходящихся
в неведомые стороны дорог… Отнюдь не
создавая твердого равновесия жизни,
она более чем какая-нибудь другая форма
возбуждает дух исканий».
Сложность
демократии отмечалась и самими
демократическими лидерами. Так, У.
Черчилль однажды заметил: «Демократия
– самая плохая форма правления, если
не считать все остальные, которые время
от времени подвергаются проверке».
Под
«демократией» (греч. «народовластие»)
понимают:
- - общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида;
- - форму государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть;
- - идеальную модель общественного устройства, основанного на ценностях свободы, равноправия, правах человека;
- - социальное движение, тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.
Демократический
политический режим обладает рядом
характерных признаков:
- 1. Суверенитет народа. Народ – единственный источник власти. Народ участвует в осуществлении политической власти косвенно (через избранных им представителей властных органов) и прямо (через группы интересов, СМИ и др.).
- 2. Выборность органов власти и их регулярная сменяемость (на всех уровнях). Свободные выборы, свободное выдвижение кандидатур, всеобщее и равное избирательное право, тайное голосование.
- 3. Политическая власть принадлежит большинству. При этом большинство уважает права меньшинства на оппозицию, на критику правящего режима и на смену этого режима на очередных выборах.
- 4. Сложное конструкционное устройство: обязательное разделение ветвей власти, система сдержек и противовесов.
- 5. Реальная конкурентная многопартийная система – основной механизм формирования воли народа и влияния на правительство; конкурентная политика.
- 6. Легальная политическая оппозиция.
- 7. Широкий спектр легальных и гарантированных гражданских, политических, социальных прав и свобод, включая реальную свободу слова.
- 8. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.
2. Авторитарный политический режим
Авторитарный
политический режим(
от греч. «самовластие», ближе –
«автократия») – это власть
одного лица или группы лиц,
противоположная демократическому
народовластию.
Для
авторитарного политического режима
характерны следующие признаки:
- 1. Сосредоточение всей полноты власти в руках олигархии (военной, партийной, аристократической, религиозной) или одного лица (монарха, диктатора, «вождя», «духовного лидера»).
- 2. Ограниченный социальный и идеологический плюрализм (отсутствие тотальности контроля над экономикой, социальной сферой, оборудованием, культурой, СМИ; сохранение фиктивной многопартийности, фиктивных выборов и фиктивной оппозиции).
- 3. Беспощадной подавление реальной политической конкуренции своему господству, жесткое пресечение участия населения политике.
- 4. Подавление основных гражданских прав и свобод, преимущественное использование метода принуждения по сравнению с методом убеждения.
3.
Тоталитарный
политический режим
«Тоталитаризм
(от лат. total – «весь», «всеобщий»,
«всеобъемлющий») – это режим жесткой
диктатуры и тотального (всеобъемлющего)
контроля государства над всеми сферами
жизни личности и общества. «Диктатура»
(лат. «неограниченная власть») – это
жесткое, не контролируемое обществом
правление одного лица или группы лиц
(элиты) во главе с лидером.
Термин
«тоталитарный» введен в политический
лексикон фашистским диктатором Италии Б.
Муссолини. Понятие
«тотальное государство» было впервые
употреблено его «соратником», идеологом
итальянского фашизма Дж.
Джентиле,
писавшим: «Всё – в государстве, ничего
– вне государства, ничего – против
государства, – ни люди, ни партии, ни
союзы, ни классы, ни духовные ценности.
Ничто человеческое или духовное не
существует само по себе и не обладает
ценностью вне государства. Фашизм
тоталитарен, и фашистское государство
как объединение и унификация всех
ценностей дает толкование жизни всего
народа, способствует расцвету и придает
ему силы».
Помимо
тоталитарно-фашистских режимов,
история ХХ в. выявила и другую разновидность
тоталитаризма – тоталитарно-коммунистические
режимы (сталинизм и его «калька» в
сателлитных соцстранах Восточной
Европы).
Тоталитаризм
возник только в ХХ в., когда передовые
страны уверенно вступили в индустриальную
стадию развития, возникла разветвленная
система массовых коммуникаций, появились
технические возможности для идеологического
и политического контроля над личностью.
В условиях разделения и специализации
индустриального труда, разрушения
традиционного уклада жизни, уничтожения
социальных отношений личность испытывала
всё бoльшую незащищенность перед лицом
рынка и социальной конкуренции. Стало
всё труднее согласовывать на добровольных
началах интересы отдельных членов
общества. В таких условиях роль
универсального регулятора, организатора
и координатора взаимодействия индивидов
могло выполнить только государство,
ролевые функции и полномочия которого,
соответственно, возрастали.
Исторический
опыт показывает, что тоталитарные
режимы, как правило, возникают в
чрезвычайной кризисной социальной
обстановке – при нарастающей общественной
нестабильности и прямой угрозе распада
общества, в условиях общенациональной
катастрофы, при необходимости решения
исключительно важных для страны
стратегических задач. Так возник
тоталитарно-коммунистический режим
в СССР и большинство тоталитарно-фашистских
режимов в Европе (Германия, Италия,
Венгрия, Испания, Португалия, Румыния,
Болгария и др.) (1920-1030-е годы).
Второй
путь становления тоталитарных режимов
– их оккупационное
навязывание сильнейшей
державой. Так возникли тоталитарно-фашистские
режимы накануне и в годы второй мировой
войны (в
оккупированных гитлеровцами Франции
– «Виши» и Италии – «Сало», в Словакии,
Хорватии, Сербии и др.),
тоталитарно-коммунистические
режимы Восточной Европы и Юго-Восточной
Азии после
окончания второй мировой войны («мировая
система социализма»).
Зарубежные
исследователи тоталитаризма (Х.
Арендт, З. Бжезинский, К. Фридрих, Ж.
Желев)
и ряд отечественных ученых выделяют
следующие основные признаки тоталитарного
режима:
1.
Единственная (правящая) массовая
партия (монопартийность). Монополизация
и унификация ею всей полноты власти.
Отсутствие разделения властей.
Отождествление правящей партии с
государством («партия-государство»).
2.
Жесткая регламентация всех сторон
общественной жизни и тотальный
(всеобъемлющий) контроль государства
над личностью и обществом.
3.
Централизованная система
партийно-государственного контроля
над экономикой и экономического
управления.
4.
Партийно-государственная монополия
на вооруженные силы и вооружение.
5.
Монопольная (единая и обязательная
для всех) идеология. Жесткий диктат
над сферами образования, культуры, СМИ.
6.
Жесткое подавление любых проявлений
инакомыслия, полное отсутствие свободы
слова, иных гражданских прав и свобод.
7.
Репрессивная система правосудия. Мощный,
разветвленный надзорно-карательный
аппарат. Атмосфера тотального взаимного
доносительства, шпионажа, провокации,
криптомании (мании секретности) и
ксенофобии боязнь зарубежья).
8.
Каудилизм («вождизм»). Культ личности
«вождя нации» («отца народа»),
наделенного реальной или фиктивной
харизмой.
Все
перечисленные признаки в равной степени
относятся к обоим типам тоталитаризма
– как к «коричневому» (фашистскому),
так и к «красному» (коммунистическому).
Всевластие
карательных органов, возглавляемых
наиболее одиозными деятелями тоталитарных
режимов (Гиммлер и Гейдрих в фашисткой
Германии, Ежов и Берия – в сталинском
СССР, Артукович – в Хорватии и др.),
дополняется массовыми репрессиями
против безвинных сограждан и обстановкой
всеобщего взаимного недоверия и оговоров.
«Вождизм»
составляет особый признак тоталитаризма.
Вождь (фюрер, дуче, каудильо) олицетворяет
«богоданный» символ единства нации в
условиях социальной нестабильности.
Он является общепризнанным главой
единственной правящей партии,
«суперлидером» и обожествленным толпой
всемогущим повелителем сверхцентрализованного
государства с неограниченной властью
над народом, наделяется мистическим
ореолом «божественной непогрешимости»
и «боговнушённой» исторической
прозорливости. Так возникает «культ
личности» вождя.
Комментарии
Отправить комментарий