Обществознание, преподаватель Степанов В.В.

16.04.2020

Тема: Типы политических режимов

В современной науке выделяется три основных типа политических режимов – демократический, авторитарный и тоталитарный.

1. Демократический режим

Демократический режим – самый прогрессивный, свободный, но и наиболее сложный тип положительного режима. Русский ученый П. И. Новгородцев считал: «Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-нибудь другая форма возбуждает дух исканий».
Сложность демократии отмечалась и самими демократическими лидерами. Так, У. Черчилль однажды заметил: «Демократия – самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке».
Под «демократией» (греч. «народовластие») понимают:
  • - общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида;
  • - форму государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть;
  • - идеальную модель общественного устройства, основанного на ценностях свободы, равноправия, правах человека;
  • - социальное движение, тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.
Демократический политический режим обладает рядом характерных признаков:
  • 1. Суверенитет народа. Народ – единственный источник власти. Народ участвует в осуществлении политической власти косвенно (через избранных им представителей властных органов) и прямо (через группы интересов, СМИ и др.).
  • 2. Выборность органов власти и их регулярная сменяемость (на всех уровнях). Свободные выборы, свободное выдвижение кандидатур, всеобщее и равное избирательное право, тайное голосование.
  • 3. Политическая власть принадлежит большинству. При этом большинство уважает права меньшинства на оппозицию, на критику правящего режима и на смену этого режима на очередных выборах.
  • 4. Сложное конструкционное устройство: обязательное разделение ветвей власти, система сдержек и противовесов.
  • 5. Реальная конкурентная многопартийная система – основной механизм формирования воли народа и влияния на правительство; конкурентная политика.
  • 6. Легальная политическая оппозиция.
  • 7. Широкий спектр легальных и гарантированных гражданских, политических, социальных прав и свобод, включая реальную свободу слова.
  • 8. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

2. Авторитарный политический режим

Авторитарный политический режим( от греч. «самовластие», ближе – «автократия») – это власть одного лица или группы лиц, противоположная демократическому народовластию.
Для авторитарного политического режима характерны следующие признаки:
  • 1. Сосредоточение всей полноты власти в руках олигархии (военной, партийной, аристократической, религиозной) или одного лица (монарха, диктатора, «вождя», «духовного лидера»).
  • 2. Ограниченный социальный и идеологический плюрализм (отсутствие тотальности контроля над экономикой, социальной сферой, оборудованием, культурой, СМИ; сохранение фиктивной многопартийности, фиктивных выборов и фиктивной оппозиции).
  • 3. Беспощадной подавление реальной политической конкуренции своему господству, жесткое пресечение участия населения политике.
  • 4. Подавление основных гражданских прав и свобод, преимущественное использование метода принуждения по сравнению с методом убеждения.

3. Тоталитарный политический режим
«Тоталитаризм (от лат. total – «весь», «всеобщий», «всеобъемлющий») – это режим жесткой диктатуры и тотального (всеобъемлющего) контроля государства над всеми сферами жизни личности и общества. «Диктатура» (лат. «неограниченная власть») – это жесткое, не контролируемое обществом правление одного лица или группы лиц (элиты) во главе с лидером.
Термин «тоталитарный» введен в политический лексикон фашистским диктатором Италии Б. Муссолини. Понятие «тотальное государство» было впервые употреблено его «соратником», идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле, писавшим: «Всё – в государстве, ничего – вне государства, ничего – против государства, – ни люди, ни партии, ни союзы, ни классы, ни духовные ценности. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе и не обладает ценностью вне государства. Фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы».
Помимо тоталитарно-фашистских режимов, история ХХ в. выявила и другую разновидность тоталитаризма – тоталитарно-коммунистические режимы (сталинизм и его «калька» в сателлитных соцстранах Восточной Европы).
Тоталитаризм возник только в ХХ в., когда передовые страны уверенно вступили в индустриальную стадию развития, возникла разветвленная система массовых коммуникаций, появились технические возможности для идеологического и политического контроля над личностью. В условиях разделения и специализации индустриального труда, разрушения традиционного уклада жизни, уничтожения социальных отношений личность испытывала всё бoльшую незащищенность перед лицом рынка и социальной конкуренции. Стало всё труднее согласовывать на добровольных началах интересы отдельных членов общества. В таких условиях роль универсального регулятора, организатора и координатора взаимодействия индивидов могло выполнить только государство, ролевые функции и полномочия которого, соответственно, возрастали.
Исторический опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают в чрезвычайной кризисной социальной обстановке – при нарастающей общественной нестабильности и прямой угрозе распада общества, в условиях общенациональной катастрофы, при необходимости решения исключительно важных для страны стратегических задач. Так возник тоталитарно-коммунистический режим в СССР и большинство тоталитарно-фашистских режимов в Европе (Германия, Италия, Венгрия, Испания, Португалия, Румыния, Болгария и др.) (1920-1030-е годы).
Второй путь становления тоталитарных режимов – их оккупационное навязывание сильнейшей державой. Так возникли тоталитарно-фашистские режимы накануне и в годы второй мировой войны (в оккупированных гитлеровцами Франции – «Виши» и Италии – «Сало», в Словакии, Хорватии, Сербии и др.), тоталитарно-коммунистические режимы Восточной Европы и Юго-Восточной Азии после окончания второй мировой войны («мировая система социализма»).
Зарубежные исследователи тоталитаризма (Х. Арендт, З. Бжезинский, К. Фридрих, Ж. Желев) и ряд отечественных ученых выделяют следующие основные признаки тоталитарного режима:
1. Единственная (правящая) массовая партия (монопартийность). Монополизация и унификация ею всей полноты власти. Отсутствие разделения властей. Отождествление правящей партии с государством («партия-государство»).
2. Жесткая регламентация всех сторон общественной жизни и тотальный (всеобъемлющий) контроль государства над личностью и обществом.
3. Централизованная система партийно-государственного контроля над экономикой и экономического управления.
4. Партийно-государственная монополия на вооруженные силы и вооружение.
5. Монопольная (единая и обязательная для всех) идеология. Жесткий диктат над сферами образования, культуры, СМИ.
6. Жесткое подавление любых проявлений инакомыслия, полное отсутствие свободы слова, иных гражданских прав и свобод.
7. Репрессивная система правосудия. Мощный, разветвленный надзорно-карательный аппарат. Атмосфера тотального взаимного доносительства, шпионажа, провокации, криптомании (мании секретности) и ксенофобии боязнь зарубежья).
8. Каудилизм («вождизм»). Культ личности «вождя нации» («отца народа»), наделенного реальной или фиктивной харизмой.
Все перечисленные признаки в равной степени относятся к обоим типам тоталитаризма – как к «коричневому» (фашистскому), так и к «красному» (коммунистическому).
Всевластие карательных органов, возглавляемых наиболее одиозными деятелями тоталитарных режимов (Гиммлер и Гейдрих в фашисткой Германии, Ежов и Берия – в сталинском СССР, Артукович – в Хорватии и др.), дополняется массовыми репрессиями против безвинных сограждан и обстановкой всеобщего взаимного недоверия и оговоров.
«Вождизм» составляет особый признак тоталитаризма. Вождь (фюрер, дуче, каудильо) олицетворяет «богоданный» символ единства нации в условиях социальной нестабильности. Он является общепризнанным главой единственной правящей партии, «суперлидером» и обожествленным толпой всемогущим повелителем сверхцентрализованного государства с неограниченной властью над народом, наделяется мистическим ореолом «божественной непогрешимости» и «боговнушённой» исторической прозорливости. Так возникает «культ личности» вождя.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Английский язык (урок 08.04.2020) преподаватель Колмакова С.А.